
Статьей 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) установлено, что гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Названная комиссия обязана рассмотреть письменное обращение гражданина о даче согласия на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) на условиях гражданско-правового договора, а также проинформировать гражданина о принятом решении.
Гражданин, замещавший должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязан при заключении трудовых или соответствующих гражданско-правовых договоров, сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы.
Несоблюдение бывшим государственным или муниципальным служащим этих требований закона влечет прекращение заключенных с ним трудового или гражданско-правового договора.
В частности, в статье 84 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлено, что трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных ТК РФ или иным федеральным законом правил его заключения, если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в частности, в случае заключения трудового договора в нарушение установленных федеральными законами ограничений, запретов и требований, касающихся привлечения к трудовой деятельности граждан, уволенных с государственной или муниципальной службы.
Работодатель при заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), стоимостью более ста тысяч рублей, с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанное сообщение направляется независимо от того, входили ли в должностные обязанности бывшего государственного (муниципального) служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним указанные договоры.
Под перечнями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, следует понимать как перечни, утвержденные непосредственно для целей названной нормы, так и в случае отсутствия названных перечней – нормативные правовые акты, определяющие должности государственной службы (должности муниципальной службы), при замещении которых государственные служащие (муниципальные служащие) обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Следует подчеркнуть, что аналогичные требования к порядку заключения трудового договора с бывшим государственным (муниципальным) служащим установлены также статьей 64.1 ТК РФ.
Проверка соблюдения бывшим государственным (муниципальным) служащим запрета на замещение на условиях трудового договора должности в организации и (или) на выполнение в данной организации работ (оказание данной организации услуг) стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора, , если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского или муниципального служащего, и соблюдения работодателем условий заключения трудового договора или соблюдения условий заключения гражданско-правового договора с таким гражданином осуществляется в устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 января 2015 года № 29 утверждены правила сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации. Согласно данным правилам сообщение оформляется на бланке организации и подписывается ее руководителем или уполномоченным лицом, подписавшим трудовой договор со стороны работодателя, либо уполномоченным лицом, подписавшим гражданско-правовой договор. Подпись работодателя заверяется печатью организации или печатью кадровой службы (при наличии печатей).
В сообщении должны содержаться следующие сведения:
- фамилия, имя, отчество (при наличии) гражданина (в случае, если фамилия, имя или отчество изменялись, указываются прежние);
- число, месяц, год и место рождения гражданина;
- должность государственной или муниципальной службы, замещаемая гражданином непосредственно перед увольнением с государственной или муниципальной службы (по сведениям, содержащимся в трудовой книжке и (или) сведениях о трудовой деятельности, предусмотренных статьей 66.1 ТК РФ, за период прохождения государственной или муниципальной службы);
- наименование организации (полное, а также сокращенное (при наличии).
В случае если с гражданином заключен трудовой договор также указываются следующие данные:
- дата и номер приказа (распоряжения) или иного решения работодателя, согласно которому гражданин принят на работу;
- дата заключения трудового договора и срок, на который он заключен (указывается дата начала работы, а в случае, если - заключается срочный трудовой договор, – срок его действия);
- наименование должности, которую занимает гражданин по трудовому договору в соответствии со штатным расписанием, а также структурное подразделение организации (при наличии);
- должностные обязанности, исполняемые по должности, занимаемой гражданином (указываются основные направления поручаемой работы).
При заключении с бывшим государственным (муниципальным) служащим гражданско-правового договора сообщение должно содержать следующие данные:
- дата и номер гражданско-правового договора;
- срок гражданско-правового договора (сроки начала и окончания выполнения работ (оказания услуг);
-предмет гражданско-правового договора (с кратким описанием работы (услуги) и ее результата);
- стоимость работ (услуг) по гражданско-правовому договору.
Методические рекомендации по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией приведены в письме Минтруда России от 11 мая 2017 года № 18-4/10/П-2943, которое размещено в сети «Интернет» в свободном доступе.
Наиболее распространенными нарушениями при трудоустройстве бывших государственных (муниципальных) служащих, установленными прокуратурой комплекса за последние несколько лет, являются следующие:
- несоблюдение десятидневного срока направления сообщения о приеме на работу бывшего государственного (муниципального) служащего по последнему месту его службы, в том числе связанное с неверным отсчетом даты начала течения данного срока не со дня заключения трудового договора, а со дня выхода бывшего госслужащего на работу;
отсутствие в сообщении сведений о месте рождении бывшего государственного (муниципального) служащего, а также о его должностных обязанностях на новом месте работы;
- направление сообщения ненадлежащему адресату – должностному лицу, которое представителем нанимателя по отношению к бывшему государственному (муниципальному) служащему не являлось;
- прием на работу в организацию бывшего государственного служащего, который ранее выполнял в отношении этой организации отдельные контрольно-надзорные функции, но перед трудоустройством не получил согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Необходимо отметить, что согласно статье 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) привлечение работодателем либо заказчиком работ (услуг) к трудовой деятельности на условиях трудового договора либо к выполнению работ или оказанию услуг на условиях гражданско-правового договора государственного или муниципального служащего, замещающего должность, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами, либо бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего такую должность, с нарушением требований, предусмотренных Федеральным законом № 273-ФЗ, – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, на должностных лиц – от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, на юридических лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
При этом в соответствии со статьей 4.5 КоАП РФ давность привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции составляет шесть лет со дня совершения административного правонарушения.
В этой связи обращаем внимание всех работодателей на необходимость систематического изучения требований законодательства о противодействии коррупции, разъяснения данных требований подчиненным работникам и обеспечения их неукоснительного соблюдения в практической деятельности.